sashapak2 (sashapak2) wrote,
sashapak2
sashapak2

Подъем штурмовиков Ил-2 со дна Керченского пролива

r001.jpg

Специалисты морской инженерной компании из Санкт-Петербурга подняли со дна Керченского пролива самолёт Ил-2

14 апреля 2016 года в ходе поисковой экспедиции в Керченском проливе специалисты морской инженерной компании из Санкт-Петербурга подняли с глубины 10 метров самолёт Ил-2. Работы производились с новейшего российского судна «Спасатель Демидов» Морспасслужбы Росморречфлота. Среди участников экспедиции опытные водолазы, гидрографы, специалисты по поисковой работе и историки.


Сразу после подъёма Ил-2 на палубу судна специалисты расчистили номера деталей самолёта, по которым можно провести его идентификацию и понять судьбу пилота, останков которого в кабине обнаружено не было. Уже начата работа с базами данных, которая даст результаты в течение трёх дней. По внешнему виду и характеру повреждений ясно, что самолёт был сбит в ходе воздушного боя, возвращаясь с боевого задания.

Поднятый штурмовик был обнаружен гидрографами компании в 2015 году в ходе выполнения поисковых работ в этом районе. Менее полугода потребовалось специалистам для подготовки операции по подъёму самолёта со дна пролива.

Поисковая экспедиция продолжается: в планах её участников подъём ещё двух самолётов в этом же районе. По предварительным данным это тоже штурмовики Ил-2 погибшие в годы Великой Отечественной войны.

Напомним, что летом 2015 года со дна Керчинского пролива был поднят Ил-2 с останками лётчика. Сейчас этот самолёт можно увидеть в ЦПКиО МО РФ «Патриот», куда он был передан в качестве музейного экспоната.


Кронштадтский морской музей

r003.jpg
1.

r004.jpg
2.

r005.jpg
3.

r006.jpg
4.

r007.jpg
5.

r008.jpg
6.

"Как сообщили ранее организаторы экспедиции, найденные самолеты, предположительно, были сбиты в 1943 году в ходе Керченско-Эльтигенской десантной операции. Эта операция войск Северо-Кавказского фронта, Черноморского флота и Азовской военной флотилии, проведенная для освобождения Керченского полуострова, была одной из наиболее крупных десантных операций Великой Отечественной войны."
ТАСС

r009.jpg
7.

r010.jpg
8. Самолет находился на глубине 10 метров в перевернутом состоянии. Правое крыло, хвост, остекление фонаря кабины отсутствовали.

r011.jpg
9. Представители поискового клуба "Подвиг"

r012.jpg
10. Кабина пилота (фото перевернуто).

il2_kab.jpg
11.

r013.jpg
12. Следы пожара, самолет горел.

r014.jpg
13.

r015.jpg
14. Время гибели.


15.

r017.jpg
16. Электросбрасыватель ЭСБР-ЗП

r018.jpg
17. Приборная панель выполнена из фанеры.

r019.jpg
18.

r020.jpg
19. Номер на редукторе двигателя пострадал от пожара и оказался не читаем. После доставки самолета в Геленджик и полной расчистки корпуса был установлен номер двигателя "Ф251509", по которому поисковикам удалось выяснить серийный номер самолета и судьбу экипажа.

r021.jpg
20. Старпом отдает команды по рации.

r022.jpg
21.

Ил-2 №1870571 с мотором №251509 потеряны в составе 210 шап 232 шад 2.12.1943 "Сбит ИА противника"

мл. лейтенант Едуш Валентин Петрович, летчик 1921 (ОБД - 1922) г.р. Ростовская обл, Неклиновский р-н, с. Троицкое, брат: Шевченко Анатолий Иванович г. Тбилиси, ул. Чахрухадзе, 17 (был в эвакуации?), ДОПИСАНО ПОЗЖЕ: Едуш Петр Иосифович, г. Таганрог 9-й артиллерийский переулок, 28.

мл. сержант Силин Владимир Яковлевич, стрелок-радист, 1925 г.р., Свердловская обл, Зайковский р-н, д. Крутиха (Крупмза? - ОБД). Мать: Силина Александра Никаноровна (в ОБД - Николаевна) Свердловская обл, Зайковский р-н, д. Крутиха.

Акт расследования:
мл. л-т Едуш Валентин Петрович
пилот с 6.1943, налет в части 59 часов, 51 боевой вылет
мл. с-т Силин Владимир Николаевич
стрелок с 7.1943, налет в части 34 часа

Задача - выброска парашютно-десантных мешков с грузом для десантников в п. Эльтиген, в 100 м южнее школы с высоты 100 метров.
2 декабря 1943 в 12.47 на высоте 100 метров с высоты 110. группа была обстреляна сильным огнем МЗА и при отходе от места сбрасывания груза были атакованы 4 Ме-109. Атаки производили на крайнего правого ведомого мл. л-та Едуша строго в хвост на бреющем полете с дистанции 50 метров. По наблюдению воздушных стрелков, стрелок Силин все время вел огонь. Подбитый самолет отстал от группы и в 6 км западнее Тамани упал в море. Экипаж погиб. Истребители прикрытия на нижней группой на бреющем полете не следили, атаки Ме-109 не наблюдали, а прикрывали группу подавления ЗА.


r023.jpg
22. Правый борт.

r024.jpg
23. Дюралюминиевый лист обшивки турели бортстрелка оборван в месте стыковки хвоста и бронекорпуса. По бронекорпусу идет трещина.

r025.jpg
24. Бронеперегородка, закрывавшая летчика и топливный бак, расколота на две части.

r026.jpg
25. Тавровый хромансилевый пояс переднего лонжерона, я его немного почистил от морских отложений что бы было видно металл, светлые точки- это алюминиевые заклепки.

r027.jpg
26. Лобовое сквозное пробитие в дюралюминиевой стенке переднего лонжерона от 20мм немецкого орудия.

r028.jpg
27. В лопостях следы попаданий снарядов 20мм, концы всех трех лопастей отсутствуют.

r029.jpg
28.

r030.jpg
29. Сердечник бронебойного 20мм немецкого снаряда застрявший в коробке пушечного боекомплекта штурмовика.

r031.jpg
30.

r032.jpg
31. Самолет упал в воду в перевернутом состоянии, лопасть обращенная вверх осталась не изогнутой.

r033.jpg
32. Следы пажара двигателя.

r034.jpg
33. Выхлопные патрубки.

r035.jpg
34.
r036.jpg
35.

r037.jpg
36. Ниша шасси, отсек пулемета, отсек пушки.

r038.jpg
37. Подъем второго штурмовика, на горизонте Керченский полуостров.

r039.jpg
38.

r040.jpg
39. Поднять удалось только двигатель.

r041.jpg
40. Самолет горел, все три лопасти изогнуты, т.е. до удара самолета об воду двигатель работал. В лопастях так же следы попадания вражеских орудий.

r042.jpg
41. Номер двигателя "451911" удалось установить сразу.

r043.jpg
42.

r044.jpg
43. На следующий день "Спасатель Демидов" прибыл в Новороссийск.

r045.jpg
44. Я в Новороссийске первый раз, но места знакомы очень хорошо.

r046.jpg
45. Выгрузка в порту.

r047.jpg
46.

r048.jpg
47.

r049.jpg
48.
r050.jpg
49.

Tags: вов, ил-2, экспедиция
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments